Интервал между буквами (Кернинг):
"Выставка одной картины"
25.09.2020
С 24 сентября 2020 года в Выставочном зале музея, представлена «Выставка одной картины « В.Д. Поленова «Бабушкин сад» (1878).
Время уходит, а вместе с ним уходят люди, меняется культура. При этом, подобные мысли, возникающие при взгляде на картину, не вызывают горьких чувств печали и тоски. Это скорее светлая грусть, ностальгическое настроение, приятные воспоминания о былом. Ведь на смену всему уходящему приходит что-то новое, и это вселяет надежду.
Описание картины:
Грусть по уходящим в историю «дворянским гнёздам» можно заметить во многих произведениях конца XIX – начала XX века. Достаточно вспомнить «Вишнёвый сад» А.П. Чехова.
Наиболее пронзительный шедевр в живописи с подобной тематикой был создан Василием Поленовым в 1878 году, и это «Бабушкин сад».
Поленов ещё застал цветение «дворянских гнёзд» - он часто гостил в имении своей бабушки в Ольшанке Тамбовской губернии и искренне восхищался этим местом. Задумав картину, художник, в первую очередь, хотел воплотить философскую мысль, и это ему успешно удалось. Уходящая эпоха, смена поколений, обновление и постепенное болезненное исчезновение старого уклада – вот основные лейтмотивы картины.
Работа написана в жанре «пейзажа настроения» - личной находке мастера. Поленов предпочитал не ставить в своих работах острых социальных вопросов, не нагнетать обстановку, он констатировал определённое настроение, демонстрировал сюжет, спокойно, просто и красноречиво. На картине зритель видит старый типичный дворянский особняк – такими строениями застраивалась вся Москва с пригородами после пожара 1812 года. Дома эти были деревянными, но характерные колонны и толстый слой штукатурки должен был создать иллюзию основательного каменного строения. Зритель видит, как низ такой вот «бутафорской колонны» облупился, обнажив деревянную кладку.
Изящный фронтон здания говорит о высоком вкусе и классической архитектуре, но в этот же самый момент глаза замечают облупившуюся и обсыпавшуюся лепнину, ржавый карниз, свидетельствующие о заброшенности некогда прекрасного дома.
Разросшийся прекрасный сад, когда-то был регулярным, но сейчас это своевольная зелень, которую давно не подстригали, оттого и вся пейзажная декорация выглядит запущено.
На переднем плане главные героини – скрюченная старуха в старомодном чепце и молодая внучка в модном платье. Яркое сопоставление старого и нового. Бабушка выглядит также дряхло, как и её дом – облупившиеся стены особняка можно сравнить с крючковатой фигурой пожилой героини.
Цветовое решение картины по-настоящему прекрасно и красочно. Ещё после первой выставки В. Стасов, настороженно относящийся к Поленову, хвалил «Бабушкин сад» за свежесть цветового колорита. И действительно, буйство зелени, яркие солнечные блики, жёлтая дорожка, голубое небо – всё это представляет сюжет очень реалистично и детально.
Глядя на выщербленные ступени высокой лестницы, легко можно пофантазировать, сколько изящных туфелек взлетало по этому крыльцу, аккуратно пересекая дорожку и разглядывая прекрасный ухоженный сад. Здесь, наверное, были очень счастливы, любили, страдали, смеялись – здесь кипела жизнь. Однако сегодня, всё окружающее лишь эхо давнего праздника жизни. Уходит эпоха богатых имений, уступая место новому жизненному укладу, а разрушающим дворянским гнёздам остаётся лишь провожать своих старух и хранить в закоулках отзвуки шумных дней, гула человеческих голосов, цокота копыт, подъезжающих к крыльцу экипажей.
Мы с Вами и для Вас!