Интервал между буквами (Кернинг):
Экскурсия "Православные Храмы ПОРЕЧЬЯ"
Смоленщина является исконной и неотъемлемой частью Святой Руси. На страницах ее церковной и гражданской истории запечатлено множество памятных событий, имен и дат, имеющих значение не только для местного прошлого, но и для истории всей Русской Православной церкви и Русского государства. Именно такие древние и славные земли, как Смоленская и составляют основу нашей богатейшей национальной культуры и исторического самосознания.
Храмы города… До революции 1917 года колокола Рождественского и Успенского соборов, а также шести церквей: Благовещенской, Пятницкой, Духовской, Покровской, Петропавловской и Спасской звали горожан на службу в храмы. Время и Великая Отечественная война не пощадили многие из них.
Сейчас в городе Демидове две действующие из них церкви – это Покровская и Благовещенская, по субботам идёт служба в часовне Параскевы Пятницы. В настоящее время проходят службы в самом красивом и величественном Соборе Успения Пресвятой Богородицы, где все еще идёт реставрация.
Покровская церковь
История празднования Покрова берет истоки в начале X века.
Царица небесная многократно спасала посвященную ей столицу Православия – Константинополь от вражеского нашествия. Так было и в начале X века, когда в Византийскую империю вторглись сарацины и городу угрожала опасность.
В минуты опасности благочестивые греки всегда прибегали к молитве и покаянию. В один из воскресных дней, 1 октября (по ст. ст.), они собрались во Влахернском храме, где хранились риза Богородицы и ее чудотворная икона. Во время всенощного бдения блаженный Андрей (пленный славянин, прославившийся благочестивой жизнью), подняв глаза к небу, увидел Пресвятую Богородицу, стоявшую на воздухе в великой славе, окруженную ангелами и святыми. Она со слезами просила за христиан Своего Сына, а затем сняв с головы мафорий (плат, покров), простерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Созерцать это видение сподобился и ученик Андрея – праведный Епифаний.
Около 1164 года усилиями князя Андрея Боголюбского праздник Покрова Божьей матери был установлен в Русской Православной церкви. Он воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей под свой омофор Святой Руси.
Праздник Покрова – любимый русский национальный праздник, неизвестный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку.
Вера народная приметливо его связывала и с первым снегом, белой фатой покрывающим землю, и с обычаем осенних свадеб.
А вся русская земля вскоре покрылась Покровскими храмами и монастырями. Среди них такие знаменитые как храм Покрова на Нерли близ Владимира, Покровский женский монастырь в Суздале, основанный по преданию самим Александром Невским, Покровский собор в Москве, известный более как собор Василия Блаженного, церковь Покрова в Филях и другие.
В нашем древнем Поречье иждивением купца Дмитрия Куксина, а после его смерти сыновей Ивана и Василия, в 1857 году во второй части города был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Ранее здесь была деревянная церковь. Кирпичные стены храма оштукатурены.
Храм несет в себе элементы запоздалого классицизма, под влиянием в некоторых деталях декора русского стиля. К четвертику храма примыкает полукруглая аспида (алтарь) и равная по ширине трапезная.
Широкий притвор служит основанием для яруса звона шатровой колокольни.
Храм завершен пятиглавием, центральная глава световая.
С северной и южной стороны к трапезной пристроены симметричные приделы. Их прямоугольные алтари примыкают к стенам основного четвертика.
Левый придел во имя Нила Столбенского, правый во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского.
Главный и придельный иконостасы выполнены во второй половине XIX века в духе типичном для провинциальных храмов.
Иконы второй половины XIX и XX века.
Трехъярусный главный иконостас имеет пирамидальную композицию, по краям завершается уступчатыми фронтонами с рельефными головками херувимов. Декоративная резьба царских врат, колонок, фризов и обрамление верхних икон характерна для того времени.
В двухъярусном придельном иконостасе выделяется центральная часть из-за возвышения арки над царскими вратами и иконы «Тайная вечеря» над ними. Иконы местного чина с арочным обрамлением разделены витыми колонками. Иконы праздничного чина имеют трехлопастное завершение, их венчает резной декор. С северной стороны к иконостасу примыкает современный ему киот.
Особо чтимы прихожанами иконы Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Угодника, у которых люди просят о помощи и о здравии.
Недалеко от церкви находятся оригинальные надгробия. Одно из них имеет вид короткой колонны на двухъярусном круглом постаменте. Другое надгробие совершено как завершенный главкой четырехгранный обелиск с вогнутыми гранями, поставленный на кубическое основание без рельефных элементов.
Цел памятник на могиле строителей храма купцов Куксиных. Здесь же недалеко от храма находятся могилы членов семьи купца Никиты Минченкова, знаменитого организатора партизанского отряда, вошедшего в историю Отечественной войны 1812 года.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы за его 150-летнюю историю был закрыт только один год с 1940 по 1941. Во время Великой Отечественной войны настоятелем храма был священник о.Федор (Ильинский). Служил в Покровском храме некоторое время священник о.Владимир (Медведков).
Много добрых дел и добрых воспоминаний оставил о себе настоятель храма иеромонах о.Сергий (Зятьков). При нем была создана воскресная школа, многие выпускники которой после окончания духовной семинарии служат в приходах Смоленщины и за ее приделами, восстановлена Пятницкая часовня, велись работы по восстановлению Успенского собора.
В настоящее время Покровский храм – главный храм Демидовского благочиния.
Его настоятель о.Александр (Миронов) – один из самых уважаемых и известных людей в городе и районе.
о.Александр – организатор паломнических поездок по монастырям и храмам Святой Руси.
150 лет открыт храм Покрова Пресвятой Богородицы в г.Демидове (Поречье) и всегда он полон людьми, приносящими Богу свои молитвы и ожидающими от него милостей.
Благовещенская церковь.
Расположена в первой части города по улице Мареевской, она построена по заказу поречского купца А. А. Вишкарёва в 1874 году.
Построена по одним данным в 1871 году, по другим в 1874 иждивением поречского купца Александра Андреевича Вишкарёва, недалеко от Свято – Троицкой церкви по улице Духовщинской (теперь Мареевской) в первой части города.
Богослужения в храме совершал соборный причт, так как она считалась приписанной к Рождественскому собору.
Внешне храм представляет собой низкую церковь русского стиля, не отличающую особой внутренней и внешней отделкой. Кирпичные стены храма отштукатурены и побелены. Внутри основное помещение перекрыто сомкнутым сводом с глубокими распалубками. Алтарь отделен от собственного храма двухъярусным сборным иконостасом XIX века.
По определению искусствоведов, тяжеловесные витые колонны с виноградной лозой и витиеватая резьба в обрамлении икон верхнего ряда характерны для периода эклектики.
С 1903 года сначала в сане дьякона, а затем священника в Благовещенском храме служил Евгений Степанович Марков. Он родился в 1882 году в Юхновском уезде, окончил Вяземское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию. В июле 1932 года отца Евгения арестовали, а в ноябре осудили на три года условно. После суда освободили, и он продолжил служение в Благовещенском храме. В июле 1937 года Марков арестован вторично; заседанием Тройки УГБ приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 5 ноября 1937 года в 17 часов, где находится могила священника неизвестно.
В ночь с 14 на 15 августа 1995 г. Благовещенскую церковь постигла беда – случился пожар. Много сил и энергии восстановлению храма отдал отец Владимир. Он организовал прихожан на уборку последствий пожара, сбор пожертвований, обращался за помощью в разные организации и учреждения. Восстановление икон легло на плечи художника Сергея Федоровича Киприча.
После пожара чудесно обновились две иконы. Одна из них икона Божьей Матери. Образ Богородицы прихожане называют Поречской иконой Божьей Матери, он особо чтим. Много лет эта икона была закрыта другим написанным образом. В Благовещенском храме хранится также фаянсовый киот из Нижней Никольской церкви Рождественского собора. По нему легко представить, какой необыкновенной красоты был иконостас в Поречском соборе.
В 2008 году Благовещенский храм, благодаря стараниям и большому труду настоятеля отца Владимира (Кукурчука) отремонтирован. Зовет прихожан на молитву новый колокол, изготовленный попечением нашей землячки, известной журналистки Натальи Николаевны Желноровой и её мужа Владимира Лукьяновича Савакова.
На Духовском кладбище, где расположена Благовещенская церковь, находятся могилы многих известных поречских граждан, многочисленных захоронениях поречских меценатов Вишкарёвых, в т.ч. могила строителя Успенского собора купца Иосифа Вишкарёва, склеп дворянина Леонида Глинки.
Часовня Параскевы Пятницы
Часовня Параскевы Пятницы находится в третьей части города на левом берегу реки Каспли. Рядом с ней была самая древняя церковь - Пятницкая, разрушенная немецко-фашистскими войсками во время ВОВ. К кирпичной стене здания, пристроена полуовальная апсида, крыша покрыта оцинкованным железом и на ней установлен крест. Отреставрированная часовня освещена в 1991году. │
Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Собор Успения Пресвятой Богородицы доминирует в панораме города Демидова, его видно за много километров. Поречский купец Иосиф Григорьевич Вишкарев в 1852 году начал строительство собора. Строительство этого собора стало его основной целью, и на протяжении многих лет он полностью отдавал благому делу все свои силы и средства. За 9 лет были возведены стены, покрыта крыша, но Иосифу Григорьевичу дожить до дня освещения церкви не довелось он умер, храм остался недостроенным. После его смерти, по свидетельству священника Фёдора Гальковского, «…этот величественный храм стоял без окон, без дверей, без полов, без крылец целые 13 лет и всеми был обречён на груду камней и развалин». Затем в Поречье на должность помощника исправника приехал некто Иван Нелегако, «одинокий и небогатый жизненными средствами, но, как оказалось, богатый верой в бога». По его инициативе был учреждён Строительный комитет, И. Нелегако был назначен председателем и распорядителем пожертвований и в 1872 году начался второй этап возведения этой церкви. Благодаря регулярно начавшейся молитвенной жизни прихода стали поступать пожертвования. В течение многих лет появились полы, иконы, двери, крыльца. Его обнесли каменной оградой, внутри которой посадили фруктовые деревья и березы. Отлили на средства прихожан 4 колокола, самый большой весил 103 пуда. Но из-за смерти И. Нелегако церковь вновь стала терпеть нужду. Так продолжалось до 1874 года, когда председателем церковно-приходского попечительства был избран поречский купец II-й гильдии Дмитрий Дмитриевич Юдин. Начался третий этап в строительстве Успенского собора. К 1874 году церковь была завершена и освещена.
Успенский Собор имел 3 престола: 1-й. главный посередине – во имя Успения Богородицы
2-й по правую сторону – во имя великомученика Пантелеймона,
3-й во имя великомученика и Победоносца Георгия и преподобного Иосифа-песнопевца. Успенский собор представляет и архитектурную реликвию, выполненную в традиционном христианском духе.
Храм крестово-купольный, 4-х стольный, с 3-мя полукруглыми абсидами, выступами. Габариты: 39,7х29,7 м. Кубический массив храма увенчан пятью восьмериками, одним центральным и четырьмя боковыми. Все восьмерики перекрыты шатровыми кровлями с железным покрытием. С восточной стороны к храму примыкают три высокие абсиды. Центры северного и южного фасадов выделены небольшими ризалитами. В центре западного фасада помещён довольно сильно выступающий ризалит, внутри которого помещены хоры. Композиция храма является смешением древнерусской архитектуры и классических пятиглавых храмов. Многие части храма выполнены по мотивам русской архитектуры 17 века, а структура интерьера восходит к древнерусскому зодчеству. Из-за внешней красоты и величественности здания, а также из-за благолепия интерьера и богатой утвари этот храм называли в Поречье (Демидове) «вторым собором», не только по отношению к местному храму Рождества Богородицы, ни и к Смоленскому кафедральному собору.
Сохранилось описание Успенского храма, составленное священником Ф. Гальковским в 1900 году: «Успенская церковь… зданием каменная, одноэтажная, оштукатурена, во всём крепка, величественностью своего фасада и огромностью самого здания во многом подобна Смоленскому кафедральному собору. Всё видимое благолепие в храме, вся церковная утварь, напрестольные кресты, святые евангелия, ризы на святых иконах, самые иконы, приличные и ценные облачения, одним словом всё, что в настоящее время имеет этот храм, приобретено купцом Юдиным… В настоящее время благолепен этот храм!»
С 1888 года при Успенской церкви действовала церковно - приходская школа, законоучителем её состоял священник Николай Лызлов, учителем Пантелеймон Медведков (впоследствии служил священником в г. Демидове, был расстрелян в 1937 году). В школе обучалось до 36 учеников обоего пола. В приходе существовало министерское училище.
В 1927 году Успенский храм решением облисполкома был упразднён. В нём располагался склад льнопродукции.
В 1990 году церковь передана Смоленской епархии. Создан специальный штаб по восстановлению храма. Штаб обратился к жителям города и района вносить пожертвования на реставрацию. Люди откликнулись.
В 2003 году Митрополит Кирилл благословил начавшееся движение за восстановление Успенского собора, оценив желание демидовцев возродить эту жемчужину края.
В 2017 году наконец-то наступил тот день, когда церковь засияла золотыми крестами и верующие под звон колоколов потянулись под её своды, чтобы прикоснуться сердцем к вечным истинам.
Вознесенская церковь (п. Пржевальское)
В 1724 году помещик Григорий Огонь-Догоновский выстроил в с. Слобода церковь во имя святого пророка Ильи с приделом в честь Петра и Павла. Стены здания покоились на каменном фундаменте. Деревянная колокольня размещалась рядом с храмом.
Каменная церковь появилась благодаря полковнику Андрею Григорьевичу Огонь-Догоновскому. В 1782 г. на его средства был выстроен каменный храм с главным престолом во славу Вознесения господня и двумя приделами- во имя пророка Ильи и апостолов Петра и Павла.
Прихожане Слободского прихода по мере сил старались украшать свою церковь. Благодаря их заботам церковь имела всю необходимую богослужебную утварь. Большая заслуга принадлежит настоятелю храма, священнику Михаилу Петровичу Некрасову (1859-1921 г.г.). Он прослужил в Слободе 40 лет и пользовался большим авторитетом как среди прихожан, так и в кругу собратьев-пастырей. Несмотря на натянутые отношения с великим путешественником Н.М. Пржевальским, О.Михаил глубоко уважал путешественника. В библиотеке священника хранились его книги с дарственной надписью, под влиянием Пржевальского дети священника «увлеченно изучали естественные науки, делали чучела животных, собирали гербарии. Всех своих детей священник «пустил по светской линии»: Екатерина и Милица стали учительницами, Василий- врачём, Виталий-актёром, Алексей увлекся революцией» (Е.П. Гавриленкова «На берегах «Смоленского Байкала»). Священник М. Некрасов скончался в 1921 году, похоронен возле храма. Храм действовал до 1930 года. Затем по распоряжению облисполкома он был закрыт и передан под нужды хлебопекарни.
Во время Великой Отечественной войны Слободская церковь стала опорным пунктом советских войск. Она служила как партизанам, так и воинам регулярной армии. Храм использовался под наблюдательный пункт и сильно пострадал от артобстрела. Были разрушены колокольня, алтарь, повреждена кладка стен и архитектурных деталей.
В начале 80-х годов прошлого века было решено отреставрировать здание бывшей церкви и приспособить его для размещения музея Партизанской славы. Храм признали памятником архитектуры республиканского значения, что позволило в кратчайшие сроки произвести реставрационные работы. 8 мая 1985 г., ко дню 40-летия Победы, в восстановленном здании открылся музей раскрывающий страницы ратной славы наших земляков.
В 1989 г. верующие обратились к епископу Кириллу и уполномоченному по делам религии при Смолоблисполкоме Королькову В.П. с просьбой передать здание Вознесенской церкви в постоянное пользование прихожанам для совершения богослужений. Подобное прошение верующие передали в Демидовский райисполком.
31 октября 1991 года Президиум Демидовского районного Совета депутатов принял решение о передаче храма церковной общине и предложил исполкому предоставить музею новое здание.
16 декабря 1991 г на сессии Демидовского районного Совета депутатов было принято решение: верующим передать второй этаж здания, а за музеем оставить первый этаж. В январе 1992 года вышло постановление Главы Администрации Смоленской области В.Фатеева, согласно которому храм Вознесения п. Пржевальское в течение года должен быть передан Смоленской епархии. Департамент культуры области выделил средства на строительство нового здания для музея. В мае 1993 года музей перешёл в новое, более удобное для размещения экспозиций помещение.
Приход с. Пржевальское активно занимается просветительской деятельностью. При храме действует библиотека, насчитывающая более 400 экземпляров книг религиозного содержания. Регулярно литература предаётся в библиотеки деревень Заборье, Холм, Петраково и др.
В 15 км от Пржевальского имеется святой источник, освященный в честь Николая Угодника. Родник известен давно и пользуется популярностью у паломников ее с начала 19 века.
1 августа 2005 года в 3-х км от п. Пржевальское, в д. Боровики, было совершено освещение источника в честь преподобного Серафима Саровского. Колодец был обустроен заботами настоятеля храма Валерия Рябоконя. Чин освящения возглавил епископ Вяземский Игнатий.
В Вознесенском приходе особенным почтением пользуется Смоленская икона Божьей Матери. Образ долго скрывали доски, икона использовалась как дверь сарая. Затем она была обретена и передана в храм. В стенах храма изображение Божьей Матери и Спасителя частично обновились. Под ликом Богомладенца просматривается потертость, присмотревшись к которой можно увидеть лик Спасителя в терновом венце. Прихожане храма считают образ Божьей Матери чудотворным.